Главная страницаДля девушек Публикации

10/12/13

Оформление сосудов в специальных формах



Особые технические приемы предусматривают оформление сосудов в специальных формах, орнаментированных рельефным узором. Такой прием орнаментации (в то же время формовки) принципиально отличен от украшения изделия штампом-печатью. Нельзя не согласиться с Ф. Дей, возражающей против рассмотрения этих изделий в единой группе с керамикой, украшенной орнаментом, наносимом штампом-печатью, как определяется по классификации керамических изделий мусульманского периода Р. Гобсоном. Техника изготовления сосудов в оформленных рельефным узором формах явилась предметом внимания ряда археологов Штампы-формы, находки которых известны для Афрасиаба, Мерва, Хульбука, в отличие от обычных штампов-печатей предназначались не только для украшения сосудов, но и для собственно формовки и поэтому имели соответствующую линию кривизны, представляя разные части сосуда: нижнюю часть в виде чаши, верхнюю, детали стенок. Внутренняя поверхность форм орнаментировалась рельефными узорами. Глубина рельефа рисунка была разной и достигала 1—2 см. Для некоторых форм отмечен многоплановый рельеф рисунка. Реконструируя процесс изготовления изделий, орнаментированных при помощи специальных штампов, в частности кувшинов, В. Л. Вяткин полагал, что первоначально половинки кувшина изготовлялись на круге, затем на поверхность готового сосуда накладывались в нужных местах штампы, а затем обе половинки скреплялись. Орнаментация в рассматриваемом случае является определяющим фактором, формовка — подчиненным, так же как и приемы обработки, подбор глиняного материала, зависящие в свою очередь от условий последней.

Изучение форм-штампов и образцов орнаментированной и изготовленной в них керамики средневековых памятников Хуль-бука, Мерва, Афрасиаба, а также наблюдения, проведенные автором в мастерской работавшего уже в наши дни самаркандского мастера Джуракулова, показали возможность многообразного сочетания отработанных разным способом частей сосуда. В одних случаях нижняя часть кувшина и горло формовались на круге, а верхняя, украшаемая, вырабатывалась в орнаментированной рельефным рисунком форме. В других обе половинки изделия прессовались из тонкообработанной пластичной глины в разных по профилю кривой штампах-формах, как правило, с резным рисунком. Пласт глины накладывался слоем определенной (в зависимости от глубины рельефа рисунка) толщины и вминался в рельеф формы. После легкого подсушивания, при котором происходила частичная усадка глины, сформованную, но еще сырую часть сосуда вынимали из формы и затем подсушенные до кожетвердого состояния части скрепляли специальным глиняным раствором. При скреплении частей иногда (особенно если какие-то из них изготовлялись на круге) сосуд осторожно выглаживали на круге. http://13fish13.ru/index



Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться


Translate to English
Сейчас на сайте посетителей:2

фыв